Переход на: rss twitter vk facebook
Main » 2013 » Октябрь » 22 » Финансовым органам Вооружённых Сил РФ – 95 лет

Финансовым органам Вооружённых Сил РФ – 95 лет


95 лет назад, 22 октября 1918 года, был учреждён финансовый отдел при Реввоенсовете Республики, хотя история военных финансистов насчитывает не одно столетие. Некий, хотя и весьма отдалённый, прообраз финансовой системы армии и флота появился ещё при Петре I, который издал указ, учредивший должность генерал-комиссара с подчинением ему Особого приказа и направленный на централизацию материального и денежного обеспечения русского войска. Известно, что первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии были введены именно при Петре I. Более того, уже тогда эти оклады зависели от должностного положения, звания и даже рода войск. Словом, были дифференцированы.

Но самое главное, что именно в те времена и закладывались основы военной системы материального и денежного довольствия. Создатель регулярной армии и флота, надо признать, не скупился на вознаграждение солдат и офицеров. Известен такой исторический факт: все участники Полтавской битвы были награждены не только медалями, но и деньгами. Каждый в зависимости от чина и боевых заслуг получил от месячного до полугодового жалованья…
На разных исторических этапах система финансового обеспечения Вооружённых Сил нашего государства гибко реагировала на происходящие изменения в подходах и приоритетах к строительству армии и флота, а также на экономическую ситуацию в стране. Для этого поэтапно на законодательном уровне вносились необходимые коррективы в нормативную базу финансового обеспечения военного ведомства, широко внедрялись компенсационные меры, которые неуклонно учитывали интересы людей в погонах и стимулировали воинский труд.
Вопросы повышения социального статуса военнослужащих, своевременного и полного обеспечения их денежным довольствием приоритетны и сегодня. Не случайно они находятся на жёстком контроле Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации, а также Правительства России и руководства военного ведомства.
Как известно, один из показателей эффективности оборонных расходов любой страны – увеличение затрат на оснащение вооружённых сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники. Уже к 2020 году в Вооружённых Силах Российской Федерации их доля будет доведена до 70 процентов.
При этом продолжается совершенствование системы финансового обеспечения армии и флота, призванное обеспечить её гибкость и полное соответствие реалиям времени. Этот процесс охватывает весьма широкий спектр вопросов, начиная от переработки ранее изданных нормативных правовых актов, оптимизации организационно-штатной структуры всей системы финансовых органов и заканчивая внедрением инновационных, пилотных проектов, а также новых форм казначейских технологий при осуществлении финансирования войск.
И здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что при внедрении различных новшеств мы ничего не копируем, но при этом и не закрываем глаза на тот опыт организации системы финансового обеспечения вооружённых сил, который был наработан как в нашей стране, так и в армиях иностранных государств.
В условиях реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации перед военными финансистами и экономистами стояли непростые задачи, для решения которых зачастую требовались нестандартные подходы и неординарные решения. И они, эти решения, находились и реализовывались на практике.
Как известно, в Минобороны России с использованием самых современных информационных технологий создан Единый расчётный центр. Централизация расчётов позволила не только сократить, оптимизировать расходы на организацию оборота наличных средств, обеспечить прозрачность расходов на выплату денежного довольствия военнослужащим, но и значительно ускорила сроки доведения денежных средств до получателей. Кроме этого, с созданием Единого расчётного центра мы решили и ещё одну важную задачу по переводу практически всего личного состава на безналичную форму расчётов посредством использования банковских карт.
Но опыт работы Единого расчётного центра показывает необходимость создания финансово-расчётных пунктов в местах дислокации кадровых органов для максимального приближения территориальных финансовых органов к воинским частям.
С начала 2014 года предполагается функционирование около 500 финансово-расчётных пунктов. Это позволит сократить время документооборота, повысить оперативность расчётов и исключить необходимость военнослужащим и гражданскому персоналу воинских частей и организаций осуществлять представление непосредственно в территориальные финансовые органы документов на положенные им выплаты.
Главными задачами финансово-расчётных пунктов будут:
- приём и проверка первичных документов для осуществления компенсационных выплат военнослужащим,
- приём и проверка первичных документов для составления авансовых отчётов по командировкам,
- разъяснения по вопросам денежного довольствия и компенсационным выплатам,
- оформление и выдача расчётных листков,
- выдача справок 2-НДФЛ.
Уникальным, не имеющим подобных прецедентов нововведением в вопросах финансового обеспечения военнослужащих стало открытие в 2012 году на официальном сайте Минобороны России специализированного раздела «Личный кабинет военнослужащего», благодаря которому все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, а также государственные служащие получили возможность доступа к полным сведениям о размере своего денежного довольствия и дополнительных выплат при одновременном обеспечении защиты их персональных данных от несанкционированного доступа. Причём функционирование данного раздела предусматривает не только наличие механизма обратной связи с соответствующими кадровыми и финансовыми органами, но и их оперативное реагирование на обращения военнослужащих и госслужащих по вопросам выплаты денежного довольствия.
Также в Минобороны России сегодня активно внедряется государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет». Она направлена на повышение открытости, прозрачности, а самое главное – достоверности информации для всех заинтересованных пользователей. Как бы громко на первый взгляд это ни звучало, система выведет нас на качественно новый виток финансового менеджмента в секторе государственного и военного управления.
Нелишне будет отметить и такой факт, что Федеральным казначейством за последние годы отмечены достигнутый высокий уровень и качество подготовки сводной финансовой отчётности военного ведомства. Например, Минобороны России оказалось в числе восьми из 113 федеральных министерств и ведомств Российской Федерации, получивших благодарность Федерального казначейства за высокое качество и своевременность подготовки сводной финансовой отчётности за 2012 год. Данный факт также красноречиво свидетельствует о том, что сегодня мы уверенно движемся в правильном направлении.
В работе по дальнейшему совершенствованию финансового обеспечения Вооружённых Сил особую ценность для нас по-прежнему представляет опыт ветеранов военных финансовых органов, которые и в сложные для нашей страны времена, в переломные для неё эпохи с глубоким пониманием военных финансово-экономических проблем разрабатывали и непосредственно участвовали в принятии наиболее оптимальных и грамотных решений по экономическому обоснованию расходов на национальную оборону, поиску внутренних источников финансирования, ужесточению контроля за целевым использованием средств.
Многим из них сегодня за 70, а то и за 80 лет. Но глубокие знания этих специалистов, наших дорогих ветеранов, остаются для нас востребованными и сегодня, и их бесценный опыт мы с благодарностью берём на вооружение. И это не громкие слова, поскольку ни один институт общества или военной организации государства не может развиваться без преемственности.

В этой связи хотелось бы напомнить, что в качестве признания заслуг военных финансистов в деле обеспечения и укрепления обороноспособности страны в 2006 году в Минобороны России была учреждена медаль «Генерал-полковник Дутов». Эта награда названа в честь Владимира Николаевича Дутова, руководившего органами финансовой службы Вооружённых Сил на протяжении 30 лет и особо проявившего свои выдающиеся качества в организации финансового обеспечения войск в период Великой Отечественной войны.
За большой личный вклад в развитие и совершенствование финансово-экономического обеспечения Вооружённых Сил, повышение социальной защиты личного состава подписан приказ о награждении этой ведомственной медалью более 400 ветеранов финансово-экономической службы Вооружённых Сил.
Дальнейшее совершенствование системы финансового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации будет осуществляться в тесной увязке с реализуемыми подходами к развитию военной организации государства. В качестве приоритетных направлений этой работы следует выделить такие, как построение жёсткой вертикали управления и организации работы финансовых органов, формирование единого информационного пространства материально-технического и финансового обеспечения войск, а также внедрение новых форм казначейских технологий при финансировании войск по территориальному принципу.
При этом финансовые органы армии и флота должны удовлетворять потребности Вооружённых Сил в любых условиях обстановки. А неизменной целью финансового обеспечения Вооружённых Сил было и остаётся своевременное рациональное и эффективное использование объёмов денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Вооружённых Сил, их оснащение и развитие, обеспечение денежным довольствием и социальными гарантиями военнослужащих и гражданского персонала армии и флота.
Безусловно, качественное решение этих ответственных и важнейших для военного ведомства задач невозможно без наличия в составе его финансовых органов высококвалифицированных специалистов, глубоко понимающих суть происходящих в Вооружённых Силах процессов и способных обеспечить гибкое реагирование системы финансового обеспечения на меняющиеся реалии.
Отрадно отметить, что Минобороны России обладает значительным количеством специалистов такого высокого уровня, чей потенциал, подкреплённый преемственностью опыта и лучших традиций наших ветеранов, – своеобразный гарант организации надёжности и устойчивости системы финансового обеспечения наших Вооружённых Сил.

Автор:  Татьяна ШЕВЦОВА, заместитель министра обороны Российской Федерации.

View: 1113 / Added by: Makavchik1 / Date: 25.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
Name *:
Email:
Code *: